Адаптация ребенка к дошкольному учреждению

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка.

    Для детей является нормой, если они эмоционально реагируют на посещение ДОУ - это реакция на разлуку с матерью и отсутствием равноценной замены, так как для детей раннего возраста характерными являются страхи перед незнакомыми людьми, и новыми ситуациями общения. Чем более развита эмоциональная связь и матерью и сложнее психика ребёнка, тем труднее будет протекать адаптация. Наблюдения показывают, что мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки.

    Большие затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днём и имеющие плохой аппетит. Тяжело адаптируются дети, являющиеся единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителям или привязанные к матери, зависимые от неё или привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками.

    Каждый из детей по-своему реагируют на трудности адаптации. Однако есть и общие черты. У детей до 3 лет будут проявляться беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость). Как в яслях, так и в начале посещения ДОУ адаптированный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма и ребёнок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами и инфекциями.

Сроки адаптации:

лёгкая-5 дней-10 дней;

средняя-15 дней-3 недели;

усложнённая - 25 дней-5 недель;

дезадаптация - более 5 недель.


    Как помочь ребёнку легче пережить процесс адаптации? Вот некоторые рекомендации:

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ними детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите на дни рождения друзей, наблюдайте как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся, легко находит общий язык, раскован. Когда к вам приходят гости, пусть они не просто гладят его по голове, а активно играют с ним в сюжетно-ролевые игры.

2. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравится, а что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.

З. В первые дни посещения ДОУ не оставляйте ребёнка одного, побудьте с ним какое-то время. Не опаздывайте, хотя бы в первые дни забирайте ребёнка вовремя.

4. Бывает, что ребёнок не принимает воспитателя. Если это повторяется изо дня в день, то остаётся только посочувствовать и попытаться перевести ребёнка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребёнка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать индивидуальность каждого ребёнка.

5. Дайте ребёнку в садик любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить её переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ежедневно ходит с ним в ДОУ и знакомится там с друг ими, расспрашивайте, что с игрушкой произошло, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы многое узнаете о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к ДОУ.

6. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

7. Постепенно приучайте ребёнка к самообслуживанию, учите пользоваться предметами обихода. Учите ребёнка аккуратности и дисциплине, но лучше в игровой форме.

    Итак, если Ваш малыш: любит и умеет и предпочитает деловое общение эмоциональному, идёт на контакт с незнакомыми людьми и достаточно спокойно переносит разлуку с мамой. Владеет навыками самообслуживания и охотно выполняет ваши просьбы, практически всегда может занять себя каким-то делом и обращается за помощью к старшим в случае необходимости; доброжелателен, активен по отношению к сверстникам, то в этом случае никаких проблем с посещением ДОУ не будет.